Характер рынка

05.05.2017 12:21:03

Российский рынок напольных материалов продолжает демонстрировать склонность к расширению, даже несмотря на кризисные явления в мире и снижение объемов жилищного и коммерческого строительства в России.


Это расширение в 2009 г. было сковано ограничениями кризисного характера, но уже в 2010 г. некоторые виды напольных материалов показали положительный прирост. Общее падение рынка напольных материалов в 2009 г. составило более 20 %. В 2010 году произошло незначительное улучшение рыночной конъюнктуры. В I полугодии 2011 г. стало заметно оживление.
До 2008 года спрос на напольные покрытия рос активными темпами вслед за увеличением объемов строительства. Тем не менее, строительство в России, в том числе жилищное, третий год подряд переживает непростой период. Российский союз строителей в конце 2009 г. заявлял, что из-за дефицита финансирования и высокой долговой нагрузки 70-80 % российских строительных компаний находится на грани банкротства. Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман прогнозировал, что объемы ввода жилья в 2010 г. будут на 15-20 млн кв м ниже запланированного показателя. Правда, итоговые объемы строительства 2010 г., а также текущие темпы не демонстрируют столь драматического падения. Жилье строится, отделочные материалы для первичного рынка покупаются, а необходимость косметических ремонтов продолжает поддерживать рынок напольных покрытий на плаву.

Рынки
Общий объем рынка напольных покрытий довольно неравномерно распределен по стране, причем как в количественном, так в стоимостном выражении. Московский рынок – один из наиболее привлекательных. Потребитель здесь самый разнообразный, интересующийся новинками и меньше склонный к консерватизму. Если опираться на официальную статистику, то можно узнать, что на московский рынок (Москва и Московская область) приходится 24,4 % всей торговли напольными покрытиями в 2010 г. На Санкт-Петербург и Ленинградскую область – 3,8 % объема всех продаж. Объем распределения торговли по федеральным округам приводится в Таблице 1. В связи с этим распределением тем более интересно узнать, что распространение тех или иных форматов торговли в России обычно не связано напрямую с активностью продаж в том или ином регионе.

В частности, согласно результатам исследования агентства Abarus Market Research, проведенного специально для издания FloorNet.Ru, выяснилось, что формат гипермаркетов особенно хорошо прижился в Северной столице, а наиболее обделенным из густонаселенных территорий страны оказался Южный федеральный округ.

Москва уступает Санкт-Петербургу в этом отношении более чем в два раза – здесь насчитывается всего порядка 45 магазинов сетей формата DIY, в то время как в Петербурге и области их как минимум 100. В таблице 2 показано число всех обнаруженных агентством действующих магазинов в стране, принадлежащих как федеральным, так и территориальным сетям гипермаркетов. В число федеральных были включены сети, имеющие не менее 5 торговых точек, расположенных не меньше чем в 3 разных округах. Это такие известные игроки, как OBI (19 магазинов), объединившиеся «СуперСтрой» и «СтройАрсенал» (49), «Метрика» (40), «Старик Хоттабыч» (40), Leroy Merlin (18), Castorama (17), «Торговая площадь» (15), «К-Раута» (13) и другие, в том числе молодые компании – всего 15 торговых сетей.

К территориальным сетям были отнесены те, чьи магазины расположены преимущественно в одном округе или в соседствующих. Это «Домоцентр» и «Практика» (Сибирский ФО, по
10 магазинов), «Агава» (Казань и другие города Приволжского ФО, 11 магазинов), петербургские сети «Вимос» (21) и «Петрович» (12), «Дальторгсервис» (Дальневосточный ФО, 9 магазинов), «Город мастеров» (Северо-Западный ФО, 5 магазинов, и Центральный ФО, 1 магазин)) и другие, здесь также в общей численности 15 торговых сетей (см. табл. 2).
Разумеется, магазины различных сетей сильно отличаются друг от друга по размеру торговых площадей, ассортименту и другим параметрам, т. е. не являются однозначными величинами. Для нас важны два фактора – во-первых, все эти магазины являются гипермаркетами формата DIY, а во-вторых, все они торгуют напольными покрытиями (т. е. в их число не попали магазины ассортиментного формата «товары для дома»).

Гипермаркеты, начав свое победоносное шествие по России с середины 1990-х гг., продолжают активно вытеснять другие виды торговых форматов. В частности, за последние 10 лет число открытых рынков, т. е. неорганизованной торговли – наиболее характерного для России и наиболее простого формата торговли, сократилось с 26 до 13 % (в разных регионах по-разному). И хотя статистика охватывает в данном случае торговлю в целом (имеются в виду все товары народного потребления), заслуга DIY в этом процессе, несомненно, присутствует.
Минимальный уровень процентной доли открытых рынков отмечается в Северо-Западном федеральном округе – 5,9 % (остальные 94,1 % – доля торгующих организаций). Причем для Санкт-Петербурга эта цифра составляет 4,4 %, а в Ленинградской области и того меньше – 3 %. Это подтверждает наши наблюдения, приведенные выше и показавшие максимальное число гипермаркетов именно в этом регионе.

Наибольшая доля рынков по сравнению с организованной торговлей отмечается в Южном федеральном округе – 21,1 % (максимальный результат среди всех округов на 2009 год).
И это также не вызывает удивления и полностью совпадает с результатом исследования по числу гипермаркетов в этом округе.

50:50
Если вернуться к нашему исследованию, то ситуация выглядит таким образом, что федеральные и локальные сети DIY плохо уживаются на одной территории. Распределения 50:50 нет ни в одном регионе, всегда заметен перевес либо в одну, либо в другую сторону.

Федеральные сети, начав работу с освоения столичного округа и практически полностью оккупировав его, в начале и середине 2000-х активно «пошли» в регионы, где успешно воплотили в жизнь большинство из задуманных проектов. Однако в ряде округов крупные игроки столкнулись с препятствием, которое заключалось в том, что там уже активно работали местные торговые компании. В результате сети DIY Сибирского и Центрального округов по большей части состоят из магазинов местных игроков: в Центральном их почти 60 %, а в Сибирском, более 70 %.

В Санкт-Петербурге и Северо-Западном округе таких, наоборот, меньшинство – около 30 %, в Приволжском – 20 %. И только Москва с областью, а также Уральский и Южный округа на 100 % обеспечены гипермаркетами федеральных сетей (если рассматривать только этот формат).
Дальневосточный округ стоит особняком на фоне этой картины – федеральные игроки, по всей видимости, в свое время не сочли достаточно выгодным «крестовый поход» в столь отдаленные края, поэтому формат гипермаркетов на Дальнем Востоке полностью представлен только местными компаниями.

Не только DIY
Стоит оговориться, что обзор формата DIY не дает полной картины торговли напольными покрытиями. Помимо гипермаркетов, отделочные материалы приобретаются на складах, базах, продаются на рынках, магазинах «у дома», а главное – в фирменных и специализированных магазинах. Последние также нередко образуют сети, причем как локального, так и территориального масштаба. Наиболее перспективными в этом отношении являются деревянные напольные покрытия во всем их многообразии – штучный паркет, массив, паркетная доска, пробковые покрытия, ламинат и т. д. Поэтому рассмотрим тенденцию специализации именно на примере данного сегмента.

Среди множества специализированных магазинов наиболее известными мы выделили 7 федеральных сетей, отдавших предпочтение торговле напольными покрытиями. Это «Паркет Холл», «Управдом», «Идея паркета», «Паркет М», «Дом паркета», «Ателье де паркет» и «Мир паркета». Почти все перечисленные компании специализируются на продаже деревянных напольных покрытий (и покрытий на древесной основе). Исключением является лишь сеть «Управдом», которая торгует широким спектром напольных материалов.

Из данных таблицы 3 видно, что наибольшее число магазинов специализированных сетей расположено в Московском регионе, Центральном, Приволжском и Уральском округах. Примечательно, что это именно те регионы, которые лидируют в списке активности розничной торговли напольными покрытиями в 2010 г. Эту закономерность можно увидеть, если вернуться к таблице 1. Остальные округа также почти полностью повторяют статистический рейтинг. Выходит, можно предположить, что торговля напольными покрытиями из дерева склонна расцветать в регионах, наиболее благополучных в экономическом отношении.

Причем в различных регионах деревянными напольными покрытиями торгуют по-разному. Внутри специализации (деревянные напольные покрытия) наблюдается дополнительная внутренняя специализация по степени узости ассортимента. В целом разнообразие можно классифицировать следующим образом:
1) узкая специализация – один вид напольного покрытия (только массив, только паркетная доска, только пробка и проч.);
2) суперузкий спектр натуральных деревянных напольных покрытий – штучный, художественный и модульный паркет;
3) узкий спектр натуральных деревянных напольных покрытий – штучный, художественный и модульный паркет, массивная доска, включая террасную и аналогичные;
4) широкий спектр деревянных напольных покрытий – штучный паркет, массивная доска, паркетная доска;
5) суперширокий спектр деревянных и комбинированных напольных покрытий – все перечисленные выше материалы, а также ламинат.

Посмотрим разницу между специализированными магазинами Москвы и Санкт-Петербурга (исследован ассортимент 65 московских магазинов и 46 петербуржских магазинов, без учета сетей). В Москве торговля придерживается более узкой специализации, на представителей самого широкого ассортимента приходится 51 % числа изученных торговых точек. На умеренно широкий ассортимент пришелся 21 %. Примером могут выступить компании «Элитный паркет», «Диатек-паркет», Veneto Parquet, «Паркет Тренд», «Интерлинк-Паркет», «Паркетков». На тех, кто предлагает только штучный паркет или массив, – 19 %. Среди таковых можно перечислить московские компании EcoFlor, «T&G Паркет», «Паркет Арт», «Профессиональный паркет», «ИнексПаркет», «Паркет Лэнд» и многие другие. Торгующие только штучным паркетом и сопутствующими товарами составили 8 % московских специализированных магазинов. В их числе компании «Ковчег-Паркет», «Золотое сечение», «Паркет Элит». Большинство узкоспециализированных компаний предлагают также услуги по укладке и ремонту паркета, а также имеют собственное производство.

В каждом городе нашлось по одному магазину, сделавшему акцент на паркетной доске (в Москве это интернет-магазин «Паркетон», а в Петербурге компании «Окли»), кроме этого в Петербурге работает компания, специализирующаяся на пробковых покрытиях, – «Балтийская пробковая компания». Что касается остальных тенденций торговли напольными материалами в Санкт-Петербурге, то наиболее заметной тенденцией является стремление к более широкому ассортименту: магазинов, сочетающих в себе элитный массив и экономичный ламинат, насчитывается в Северной столице 68 %. Соответственно на все остальные форматы приходится заметно меньшая доля, чем в Москве. Единодушие наблюдается лишь в отношении штучного паркета – в обоих городах таких магазинов ровно по 8 %. В Петербурге среди таких компаний можно назвать «Строительный дом», «Салон Санкт-Петербург Паркет», «Петербургскую паркетную компанию».

Ковровые и эластичные
Довольно интересные наблюдения также можно увидеть, изучая торговлю эластичными напольными покрытиями, в частности ковролином и ковровой плиткой. Общий анализ 65 столичных магазинов (Москвы и Санкт-Петербурга, без учета гипермаркетов) показал, что ковролин чаще всего продается в компании широкого спектра напольных покрытий – такое ассортиментное положение вещей зафиксировано в 75 % случаев. 15 % приходится на магазины, сочетающие продажу ковролина и линолеума, и около 10 % специализируются только на ковровых покрытиях.

Керамика
Что касается керамической плитки и керамогранита, то здесь разнообразие форматов торговли примерно такое же, как для ковролина. Фактически это выбор из трех вариантов – это либо узкая специализация магазина на продаже плитки (настенной, напольной, для бассейна и др., пример – компания «Планета плитки» из Москвы), либо тематическая специализация (например, санфаянс, сантехника, товары и мебель для ванной, напольная и настенная керамика – так работает петербургская сеть «Искрасофт»), либо широкоформатная торговля, включающая в себя огромный список строительных и отделочных материалов.